Main Menu

ГСМ: ситуация стабилизировалась

     Нового повышения цен на бензин и дизельное топливо в этом году не предвидится. В Ассоциации нефтетрейдеров об этом говорят вполне уверенно: последний раз рост цен на АЗС был зафиксирован полтора месяца назад. В общей сложности с начала лета некоторые виды топлива подорожали на 30%. Но вызван этот ценовой скачок был внешними факторами, что неудивительно, поскольку практически весь объем ГСМ в Кыргызстан импортируется.

Увеличение стоимости ГСМ в этом году ощутили на себе жители не только Центральной Азии, но и России, где закупают бензин наши нефтетрейдеры. Спровоцировала ажиотаж на топливном рынке в первую очередь авария на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе в Красноярском крае, которая произошла 15 июня. Производство было остановлено, между тем на этом НПЗ ежемесячно вырабатывалось 100 тысяч тонн бензина и 150 тысяч тонн дизельного топлива. Нехватка этих объемов тут же повлекла за собой дефицит топлива не только в России, но и за ее пределами. Почувствовали его и кыргызстанцы несмотря на то, что напрямую с этого завода бензин в нашу страну никогда не поставлялся.
«Авария сразу отразилась на российском рынке, на экспорт стало меньше поставляться, предложение сократилось, и начался рост цен. У нас была основная задача — обеспечить необходимые объемы и потребности республики. Мы эту задачу выполняем, у нас дефицита не возникло. Руководители наших компаний обеспечили исполнение контрактов, когда в России буквально решалось, кому дать, а кому не дать.      Они договорились, чтобы нам стабильно объемы поступали», — рассказывает исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Улан Кулов.
Вынужденная остановка Ачинского НПЗ совпала с традиционным ростом спроса на бензин, который всегда приходится на теплое время года. На этот момент в Кыргызстане ситуация уже была напряженной — на кыргызско-казахской границе «застряло» более 400 вагонов с топливом. Для разрешения их пропуска в Кыргызстан потребовались почти шесть месяцев и вмешательство главы государства Алмазбека Атамбаева, который поднял вопрос на встрече со своим казахстанским коллегой Нурсултаном Назарбаевым. Вагоны стали пропускать в Кыргызстан, но поступление этой партии топлива уже не отразится на росте стоимости ГСМ, считает Улан Кулов:
«12 ноября прошла первая партия — 41 вагон, остальные 393 мы еще ожидаем. Постепенно они прибудут. Но влияние этого на стоимость бензина не будет значительным. Поскольку объемы поступают не все сразу, а постепенно плюс вынужденные расходы и убытки. Вагоны простаивали, средства были заморожены, часть из них — кредитные. Компании понесли урон. Поэтому продавать эти партии по низким ценам они не смогут. Если бы тот бензин вовремя поступил на рынок, это могло бы повлиять на цену. Но вагоны простаивали полгода, ситуация изменилась, и курс доллара тоже».
Сом по отношению к доллару подешевел с начала года на 17%. Это сразу же     отразилось на стоимости ГСМ, ведь российские заводы устанавливают отпускные экспортные цены на бензин в американской валюте. Но даже в долларовом эквиваленте цены на бензин стали выше. Этому способствовал дефицит топлива, сохраняющийся в России, несмотря на то, что Ачинский НПЗ снова начал работать, хотя  не на полную мощность.
«С начала года стоимость ГСМ повысилась до 30%. Выросли отпускные цены. Например, на Омском НПЗ отпускные цены для кыргызской стороны на отдельные виды бензина увеличились на 58%. Но в Кыргызстане цены на ГСМ выросли меньше. У нас достаточно рычагов, чтобы контролировать данный рынок», — говорит Кенешбай Тайлаков, заместитель директора Государственного агентства антимонопольного регулирования при правительстве.
Сильнее всего на Омском НПЗ подорожала самая востребованная марка бензина — АИ-92. Именно на этот вид топлива цены увеличились больше, чем наполовину, тогда как другие марки подорожали на треть. Однако потребители настолько сильного скачка не ощутили. Так же, как не столкнулись с моментальным ростом цены на бензин сразу на несколько сомов. Это стало возможно благодаря действиям правительства в лице антимонопольного органа, представители которого постоянно следят за ценами на всех 653 АЗС, расположенных на территории Кыргызстана.
«Необоснованного повышения цен на рынке нефтепродуктов мы не допустим. Но есть тенденция роста цен, и мы приняли соответствующие меры, чтобы единственная компания-монополист на нашем рынке — ОсОО «Газпром нефть Азия» — плавно их поднимала, поэтапно, чтобы резкого скачка не было. Мы сдерживаем только «Газпром», но они обеспечивают 50 процентов рынка, а остальные 20 компаний на них ориентируются, и если сделают цены выше, у них никто покупать не будет», — сообщил Кенешбай Тайлаков.
Сдерживая увеличение стоимости ГСМ, нефтетрейдеры покрывают убытки за счет оптовых продаж и плавного распределения цен на разные виды топлива. Так, на АЗС цена АИ-92 увеличилась не на 60%, а только на треть, на остальные же виды бензина еще меньше. Дизельное топливо уже стало дешеветь, его стоимость в Бишкеке сократилась с 45 сомов до 43,5. Это существенно ниже, чем в других странах региона, которые в большинстве своем также зависимы от поставок российского топлива.
«Исторически сложилось, что ни у нас, ни в Таджикистане мощностей вообще не было, все завозилось из России. Для сравнения, в Таджикистане уровень цен на АИ-92 около 70 сомов. В Узбекистане еще выше, около 80 сомов. Там тоже дефицит топлива образовался, существующие НПЗ не справляются с потребностями страны, потребление растет, оборудование старое, немодернизированное, еще и добыча нефти снизилась, месторождения старые, истощаются. То есть они находятся в такой же ситуации, что и мы, — из одного источника топливо берем, но у них уровень цен выше», — приводит данные Улан Кулов.
Сложная ситуация с бензином и в соседнем Казахстане,  там бензин вообще отпускают по талонам несмотря на то, что в стране есть своя нефть и работает несколько НПЗ. Но эти заводы сейчас проходят модернизацию, переходят на более высокий стандарт топлива, и оставшихся мощностей не хватает для обеспечения внутреннего рынка страны. Поэтому часть объемов приходится закупать. При этом государство регулирует цены на некоторые марки бензина и устанавливает их предельный уровень. Из-за этого после февральской девальвации тенге, когда стоимость национальной валюты по отношению к доллару в один день упала на 20%, многие компании-импортеры ушли с топливного рынка.
«ГСМ они закупают в долларах, после девальвации у них себестоимость выросла, и стало невыгодно продавать бензин по установленным государством ценам — их себестоимость стала выше, чем установленная государством цена, и они просто перестали завозить бензин, так образовался дефицит. В связи с этим в Казахстане перешли на талонную систему, а в августе были вынуждены поднять цены примерно на 11%. Но этого оказалось недостаточно, чтобы покрыть издержки. Дефицит сохранился. Частные компании перестали завозить топливо, эту функцию возложили на государственную компанию «Казмунайгаз». Бензин продают по установленным государством ценам, но по талонам, потому что на всех его не хватает», — рассказывает Улан Кулов.
Подобная ситуация могла бы стать угрожающей для нашей страны, где основной вид и грузового, и пассажирского транспорта — автомобильный. Потому нефтетрейдеры считают своей главной задачей снабжение потребителей горюче-смазочными материалами в полном объеме.
«Мы видим основную задачу компаний в том, чтобы обеспечить наличие бензина на заправках. Лучше ситуация, когда бензин есть, хоть он и дорогой, чем если он дешевый, но его вообще нет. Потому что это очень важный стратегический товар, мы не можем остановить весь транспорт и отказаться от бензина», — уверен Улан Кулов.
Сейчас страна нуждается в миллионе тонн ГСМ ежегодно, и потребность продолжает расти. Зависимость от ввозимого топлива в значительной мере может решить развитие внутреннего производства. НПЗ в Кара-Балте способен перерабатывать в год до 800 тысяч тонн сырой нефти, а на выходе это минимум половина от необходимого стране топливного объема. В Токмоке ведется строительство еще одного нефтеперерабатывающего завода мощностью 400 тысяч тонн. Теперь главный вопрос — получение сырья для переработки, его решением занимаются в правительстве.
«Мы работаем, чтобы обеспечить завод в Кара-Балте сырой нефтью, чтобы он мог ее перерабатывать и производить горюче-смазочные материалы, в том числе бензин АИ-92 и дизельное топливо. В настоящее время у нас ведутся переговоры с казахстанской и российской сторонами о поставках сырой нефти. Если мы в 2013 году импортировали 840 тысяч тонн автобензина, то можно сказать, что если мы полностью обеспечим его сырьем, то вопрос с внутренним обеспечением решится», — говорит начальник управления торговой политики Министерства экономики Таалайбек Бекташев.
Сырье будет завозиться из Казахстана. Уже достигнута договоренность о получении 100 тысяч тонн нефти до конца этого года. На следующий год предварительно закладывается объем поставок в 300 тысяч тонн. Подобные переговоры ведутся и с Российской Федерацией. Причем речь идет о беспошлинных поставках как сырой нефти, так и ГСМ.
«С российской стороной есть договоренность, что мы ежегодно получаем ГСМ беспошлинно. Подобные поставки планируются и на следующий год — уже идут переговоры. У них есть торговые пошлины для третьих стран — нечленов Таможенного союза, но нам они поставляют беспошлинно, за счет этого у нас цены на ГСМ гораздо ниже, чем в других странах региона», — рассказывает Таалайбек Бекташев.
Цены на бензин и дизельное топливо стабилизировались, существенного скачка стоимости самой популярной у отечественных автолюбителей марки топлива — АИ-92 — удалось избежать,  в сравнении с отпускной ценой российских НПЗ в Кыргызстане он подорожал вдвое меньше. Очередей на АЗС и распределения бензина по талонам не было и нет, а цены на заправках, несмотря на недавнее повышение, гораздо ниже, чем в соседних странах. И подобная ситуация может сохраняться еще очень долго, несмотря на подверженность топливного рынка Кыргызстана влиянию внешних факторов.

Подготовила
Чинара АСАНОВА. 

 






Добавить комментарий